Инвестиционное право: принципы, источники, законодательство в РФ

Новосибирск , кандидат юридических наук, доцент. Как известно, инвестиционная деятельность имеет ключевое значение для рыночной экономики, в связи с чем она стала предметом многих исследований не только экономического, но и правового характера. Вместе с тем в международном и национальном праве, юридической науке эта категория до сих пор не нашла однозначного понимания, которое позволило бы четко ее определить и тем самым применить к правоотношению специальные нормы инвестиционного права. В этой связи судам Российской Федерации особенно по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений , Международному центру по урегулированию инвестиционных споров и иным международным коммерческим арбитражам неоднократно приходилось устанавливать наличие или отсутствие инвестиции в договорном правоотношении. Так, в деле . Стокгольма провел различие между инвестором, обладающим определенными правами на основании специальных норм международного и национального права, и его контрагентом и указал, что договор строительного подряда не создает актив для подрядчика — компании . Сама компания не осуществляла инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации; заказчиком и инвестором являлся Верховный Суд Российской Федерации. В настоящее время при юридической характеристике инвестиционной деятельности в литературе, в первую очередь по предпринимательскому праву, обычно приводится определение, предусмотренное в ст. Другими словами, такая деятельность рассматривается как процесс, совокупность действий, обеспечивающих вложение внесение, вклад инвестиций.

§ 9.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определяются: В нем установлены условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций; Федеральным законом"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений" от 25 февраля г. Этот закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Признаны утратившими силу нормы предыдущего закона, противоречащие настоящему закону. Отметим, что такая форма отмены правовой нормы затрудняет исполнение закона, так как субъекты хозяйственных правоотношений должны искать и толковать противоречащие нормы. Федеральный закон об изменениях и дополнениях к Закону об инвестициях в форме капиталовложений уравнивает гарантии прав российских инвесторов с гарантиями, обеспечивающими защиту от неблагоприятного изменения законодательства, предоставленными ранее иностранным инвесторам.

Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что.

Инвестиционные споры — это особая категория споров которая затрагивает интересы между государственными органами и иностранными частными лицами по иностранным инвестиционным проектами. Понятие иностранных споров введено в научный оборот вместе с подписанием Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и юридическими и физическими лицами других государств.

Как правило, это споры по поводу национализации иностранной частной собственности или одностороннего прекращения договоров, в которых одной из сторон являлось государство или государственная организация, наделенная функциями органа власти, а другой - иностранный частный предприниматель. Необходимо отметить, что на современном этапе развития экономических отношений законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности весьма многогранно. Неизбежно также вхождение в украинскую систему правового регулирования международных правовых норм, которые имеют преимущество в правоприменительной практике.

Зачастую при разработке национального инвестиционного законодательства перенимается передовой опыт правового регулирования аналогичных отношений в других государствах. Подобная практика обусловлена расширением инвестиций с участием иностранного элемента. Национальное и международное правовое регулирование инвестиционных отношений, как представляется, весьма специфично, поскольку носит характер одновременно публичный и частноправовой.

Принципы и нормы международного инвестиционного права Механизм правового регулирования международных инвестиций составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которое определяет правовой статус иностранных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников: Действие основных принципов международного права в правовом регулировании иностранных инвестиций является объектом жарких дискуссий между странами Севера и странами Юга.

Что касается принципов и норм национального права, то они разрабатываются государством - реципиентом капитала. Законодательные или подзаконные акты отражают выбор политики государства по отношению к иностранным инвестициям.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации . правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность.

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют собой первоначальный элемент содержания данной отрасли. Потому что в ней выражены прежде всего основные черты содержания инвестиционного права в целом.

Содержанием инвестиционного права, то есть предметом правового регулирования, является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и или инвестиционной деятельности. Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм.

Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права.

Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками. При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства.

Правовые основы инвестиционной деятельности в России

Эффективное использование в законодательстве правового стимулирования хозяйствующих субъектов позволяет мотивировать их поведение на развитие экономических отношений и поэтому должно способствовать укреплению экономики рыночного государства. По нашему мнению, правовому стимулу можно дать следующее определение: Таким образом, государство посредством правового регулирования, использования правовых стимулов может оказывать влияние на поведение хозяйствующих субъектов.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике содержащие нормы о компенсации и возмещении убытков инвесторам.

Особенностью механизма правового регулирования считается, прежде всего, его тесная связь с государством, поскольку он: Применительно к регулированию иностранных инвестиций целесообразно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: Административно-правовое регулирование иностранных инвестиций должно иметь четко определенные цели и задачи. Оно призвано обеспечивать публичные интересы Российской Федерации и способствовать эффективному участию России в международных экономических отношениях.

При этом следует учитывать интересы потенциальных иностранных инвесторов, чтобы они имели возможность заранее проработать инвестиционные проекты, предусмотреть возможные убытки и, соотнеся их с возможностями получения прибыли, принять обоснованное решение о перспективах инвестирования капитала. Следует отметить, что в федеральном законодательстве, посвященном вопросам регулирования иностранных инвестиций, цели привлечения иностранных инвестиций четко не закреплены.

Представляется, что оправданным было бы закрепление следующих основных целей регулирования иностранных инвестиций: Немаловажным является определение принципов правового регулирования. Однако принципы правового регулирования иностранных инвестиций в федеральном законодательстве не закреплены. По мнению автора, необходимо выделить следующие принципы административно-правового регулирования иностранных инвестиций: Закрепление этих принципов на законодательном уровне будет способствовать эффективной реализации инвестиционной политики российского государства.

Следует подчеркнуть, что основой содержания административно-правового регулирования иностранных инвестиций является правовой режим, который устанавливает государство-реципиент для иностранного инвестора. В соответствии со сложившейся мировой практикой правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих. Во-первых, он определяется законодательно установленными принципами государственной инвестиционной политики, предусматривающими следующие возможные подходы:

Ваш -адрес н.

О главном Рубрика главного редактора Мероприятия Бизнес-сообщество Научные и образовательные программы Архив номеров Аннотации Обсуждение научно-методических материалов Некоторые правовые аспекты регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации Об авторе: Горланова Анастасия Юрьевна, студентка 2 курса магистратуры факультета международных отношений и международного права Дипломатической академии МИД России. , 2 , . Анализируются положения международных договоров и внутригосударственных нормативных актов об иностранных инвестициях.

Речь также идет о механизмах разрешения инвестиционного спора.

Первоначально, основу правового регулирования инвестиционной Нормы, направленные на регулирование инвестиционной деятельности.

Он устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках, банковской деятельности и законодательством о страховании.

Участвовать в инвестиционной деятельности на территории РФ могут как российские, так и иностранные инвесторы. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и или достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал основные средства , в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и или модернизируемого имущества. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству и утвержденным в установленном порядке стандартам нормам и правилам. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и или привлеченных средств. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и или государственным контрактом в соответствии с законодательством.

Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать

Основные изменения коснулись источников инвестиций для компаний. На ведущую роль выходят внутренние средства организаций, государственные вливания отходят на второй план и все меньше носят безвозвратный характер. Ужесточен контроль над государственными инвестициями. Все шире используются совместные инвестиционные проекты, где на равной основе участвуют государственные и частные инвестиции.

Создается новый вариант амортизационной политики, направленный на развитие самофинансирование организаций. Данный закон регулирует и описывает права иностранных инвесторов на их инвестиции и прибыль, получаемую от них.

Предметом правового регулирования инвестиций в широком смысле этого слова 1 Закона Украины"Об инвестиционной деятельности" объектами Нормы инвестиционного права могут предоставлять возможность более или .

Особенности инвестиционных договоров Введение к работе Актуальность темы исследования. Актуальность темы данного исследования обосновывается тем, что изучаемый гражданско-правовой институт инвестиционной деятельности широко используется на практике, то есть он имеет практическую значимость, однако, его применение вызывает много вопросов, так как правовые нормы, его регламентирующие, несовершенны и устарели и не соответствуют нынешнему уровню экономического развития, поэтому нуждаются в изменении и дополнении.

Диссертант полагает, что инвестиционная деятельность включает в себя проблемы теоретической и практической значимости, такие как: Российское законодательство об иностранных инвестициях определяет правовые гарантии непосредственно в отношении иностранных инвесторов, а отечественные инвесторы недостаточно защищены на уровне законодательства; - до сих пор не выработаны стандартизированные понятия на законодательном уровне - дефиниции инвестиционной деятельности: Вместе с тем, смена историко — правовых формаций показывает, что совершенствование законодательной базы происходит наиболее успешно только тогда, когда имеется достаточно проработанная доктринальная платформа.

Несовершенство правовой регламентации обусловлено отсутствуем надлежаще разработанной доктрины инвестиционного правового института, которую разработал диссертант. Актуальность темы диссертационного исследования состоит также в том, что на диссертационном уровне впервые исследуется в сравнении инвестиционная политика трех госурств. Развитие инвестиционного законодательства в Российской Федерации, Республике Украина, Республике Беларусь в поступательной динамике основывается на правовой политике, направленной на определенное сосредоточение развития инвестиционной деятельности.

Несмотря на смену формаций и вместе с ними правового историзма инвестиционной деятельности, в разные исторические эпохи-формации наблюдается концентрация законодательства на становлении и развитии определенных инвестиционных циклов. Правовая реформа инвестиционной деятельности пронизывает такие инвестиционные аспекты, как реформирование правового инвестиционного историзма на основе анализа законодательства Российской Федерации и зарубежных стран Украины, Республики Беларусь и выработки соответствующих выводов в отношении инвестиционных циклов, содержащих новизну в оценке инвестиционного историзма.

Решение вопросов, связанных с правовой реформой инвестиционной деятельности в части разработки единого кодефицированнного нормативно — правового акта — Инвестиционного кодекса Российской Федерации и выработки единого гражданско-категориального аппарата, т. Сегодня на теоретическом уровне не существует четкого определения понятия единого гражданско-категориального аппарата, то есть многие понятия, входящие в него, недостаточно разработаны. Автором сделана попытка систематизации, установления логико-исторических, политических связей между социально-экономическим и правовым пониманием инвестиционной деятельности, отражения сущности ее гражданско- правового аппарата.

Диссертант полагает, что эффективность инвестиционной деятельности тесно связана с введением в законодательство единого гражданско-категориального аппарата инвестиционной деятельности.

РИП и СПИК. Разошлись, как в море корабли?

Страница 1 из 4 Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций являются ключевыми для достижения экономической интеграции между государствами - участниками. В этой связи особую значимость представляет анализ международной практики, направленной на унификацию и гармонизацию правового регулирования иностранных инвестиций. В условиях глобализации общая тенденция сближения правовых систем государств не могла не охватить и институт права собственности. На международном уровне были предприняты попытки к созданию унифицированного режима права собственности.

Можно сослаться, в частности, на понимание права собственности, которое содержится в ст. В международном праве имеются универсальные акты, в которых понятие собственности используется непосредственно.

Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные 9 Правовые нормы, входящие в инвестиционное право, не связаны.

- Нормативное регулирование инвестиционного процесса В правовой доктрине авторы избегают вопроса о системе правового регулирования инвестиционной деятельности. Как правило, они ограничиваются констатацией фактов без последующего анализа и выводов. Почти каждому правопорядку присуще деление на публичное и частное право. Критериями такого деления, как уже указывалось выше, являются предмет и метод правового регулирования.

Конституционное право является объективно основополагающей отраслью. Над ним надстраиваются три материальных отрасли:

Система инвестиционного права

Регулирование инвестиционного процесса в государстве, прежде всего, осуществляется на центральном уровне. Разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения; Поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий; Разработку системы льгот; Информационную политику касающуюся сферы бизнеса; Борьбу с монополией; Составление и публикация отчётностей.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности — это комплекс мер, направленных на способствование осуществления бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.

Организация и деятельность холдингов регулируются нормами различных Отдельные правовые нормы, регулирующие отношения с участием.

Введение к работе Актуальность темы диссертационного исследования Одним из основных факторов, определяющих перспективное развитие благосостояния общества, выступает уровень инвестиционной активности в экономике. Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, является одной из важнейших функций государства, ведущей формой реализации которой выступает создание правовой основы осуществления экономической деятельности.

Не меньшую роль в организации инвестиционных процессов играет эффективность использования действующего законодательства его адресатами, адекватность избранных ими правовых форм существу регулируемых отношений. Не случайно категория инвестиционного договора не нашла своего отражения в законодательстве, а в правовой науке породила подчас диаметрально противоположные точки зрения на ее понимание. Одним из самых экономически и социально значимых видов инвестиционной деятельности являются инвестиции в строительство.

Сегодня в России потребность физических лиц в жилище, как и потребность бизнеса в нежилых помещениях для осуществления своей деятельности превышает предложение, предоставляемое рынком, что предопределяет стабильный рост спроса на 4 строительную продукцию и обеспечивает прибыльность таких инвестиций. Между тем, объем инвестиций в строительство является недостаточным, что наглядно демонстрирует устойчивая тенденция роста цен на недвижимость, как следствие существующего значительного дисбаланса между спросом и предложением.

В сложившейся ситуации требуется стимулирование инвестиций в строительство, что невозможно без четкого понимания существа инвестиционных правоотношений в строительстве, установления круга субъектов, для инвестиционной деятельности которых необходимо создать максимально благоприятные условия. Однако данный вопрос не получил еще широкого обсуждения в правовой литературе.

В рамках реализации данного направления программы были приняты, в частности, Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Другим важным шагом в реализации программы стало принятие Федерального закона от 30 декабря г. В средствах массовой информации широко освещаются случаи недобросовестности застройщиков, принявших денежные средства дольщиков и не исполнивших своих обязательств по передаче помещений в объекте недвижимости.

Несмотря на предусмотренные законом меры государственного контроля за деятельностью застройщиков, а также императивно установленные значительные штрафные санкции за неисполнение обязательства, договор участия в долевом строительстве сегодня не обеспечивает достижения поставленной при принятии закона цели, что порождает сомнения в адекватности данной правовой формы регулируемым отношениям и требует дальнейших исследований.

Степень разработанности темы исследования В российской правовой науке исследованию тех или иных аспектов инвестиций посвящены работы Богуславского М.

Правовые основы инвестиционной деятельности

Инвестиционно-правовые нормы Инвестиционно-правовая норма — это общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов инвестиционной деятельности, которая устанавливается санкционируется и обеспечивается государством для регулирования соответствующих общественных отношений. С целью правильного толкования инвестиционного законодательства важным является правильное определение вида соответствующей нормы. А для этого следует провести классификацию инвестиционно-правовых норм.

Классификация инвестиционно-правовых норм осуществляется по различным признакам.

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности. Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм. 1.

Введение к работе Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. В настоящее время в условиях продолжающихся системных налоговых и бюджетных реформ становиться очевидным, что акцентирование внимания исключительно на гражданско-правовых аспектах непосредственного осуществления иностранных и внутренних инвестиций как элемента предпринимательской деятельности направленной на умышленное временное сокращение текущего корпоративного потребления временное сужение частных финансов в целях получения большей прибыли будущем становиться не достаточно.

В условиях постепенного восстановления в современной России контрольной и стимулирующе-регулирующей функций финансов, на первый план выходит необходимость анализа публично-правового воздействия инвестиционных процессов, а равно совершенствования а в ряде случаев - только формирования правовых механизмов обеспечения эффективности публичного бюджетного и частно-публичного смешанного инвестирования. Представляется, что в современной юридической науке незаслуженно недооценивается роль и значение бюджетных инвестиций как одного из признанных во всех индустриально развитых странах мира инструментов государственного управления экономикой.

Как верно указывает во многих своих работах О. Вместе с тем, нет нужды специально отмечать, что в условиях переходной экономики прямое распределение бюджетных финансовых ресурсов в пользу частноправовых субъектов как правило экономически нецелесообразно. Напротив, применяющиеся правовые конструкции, как правило экономически не продуманны, и в результате одни группы налогово- стимулирующих мер на практике вообще не оказывают на субъектов экономической деятельности сколь ни будь существенного регулирующего воздействия, другие становятся из льгот привилегиями, третьи и вовсе используются лишь для вывоза капитала из стран не всегда добросовестной налоговой оптимизации.

Как следствие единственным действенным механизмом оперативного системного управления экономикой на макроуровне может выступать институт бюджетного инвестирования, практическое развитие и реализация регулирующего потенциала которого видимо затруднительно без внесения системных изменений в Бюджетный кодекс РФ. В настоящее время регулирование бюджетного инвестирования в финансовом законодательстве осуществляется лишь в самом общем плане. Не в последнюю очередь это обусловлено отсутствием целостного системного взгляда на многие проблемы функционирование системы бюджетного инвестирования, ее правовую основу, а главное, непониманием сущности публичных инвестиционных правоотношения.

Вводная видеолекция к курсу"Финансовое право"

Categories: Без рубрики

Узнай, как дерьмо в"мозгах" мешает тебе эффективнее зарабатывать, и что можно предпринять, чтобы ликвидировать его навсегда. Нажми тут чтобы прочитать!